Сегодня в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция, приуроченная к запуску портала «Чапаев»

Сайт уже начал свою работу по адресу - chapaev.media

"Чапаев" – образовательный ресурс, посвященный истории отечественного кино в контексте истории страны. Проект, созданный главным редактором Любовь Аркус и коллективом журнала "Сеанс" на основе семитомной энциклопедии "Новейшая история отечественного кино", включает в себя образовательные курсы, киноведческую базу с текстами и редкими архивными документами, а также специальный проект видео-интервью "Свидетели, участники и потомки", в котором собраны интервью, личные письма, документы и фотографии кинематографистов и их родственников.

Огромная часть проекта – это работа с архивами. Для создания «Чапаева» все главные Архивы страны - Госфильмофонд, музей Мосфильма, музей Ленфильма, музей Бахрушина, Музей МХТ, Музей кино, РГАЛИ, архив кинофотодокументов в Красногорске - открыли свои фонды и оказали посильную поддержку.

В пресс-конференции приняли участие художественный руководитель и главный редактор проекта "Чапаев" Любовь Аркус, исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, режиссеры Сергей Соловьев, Авдотья Смирнова, Марина Разбежкина, директор Государственного центрального музея кино Лариса Солоницына, начальник отдела архивных коммуникаций Российского государственного архива литературы и искусства Наталья Стрижкова, журналист, писатель, главный редактор портала «Такие дела» Валерий Панюшкин, кинокритик Андрей Плахов.

Открывая пресс-конференцию Любовь Аркус поблагодарила свою редакцию, состоящую из нескольких молодых киноведов – учеников Любови, для которых работа над «Чапаевым» стала и первой работой и серьезной школой одновременно. А также Фонд кино - за то, что финансирование проект все же получил, пусть и не в том размере, который изначально был обещан. Однако, Любовь Аркус отметила, что в ближайшее время «Чапаев» получит оставшуюся часть финансирования от Фонда, этих денег хватит на месяц, а дальнейшее его будущее туманно. «Если финансирование не будет найдено, то этот огромный труд, в который вложены большие усилия разработчиков и авторов, просто пропадет», - сказала Любовь Аркус.

В ответ на вопрос о будущем «Чапаева» руководитель Фонда Кино Антон Малышев сказал: «Мне «Чапаев» безумно нравится. Я попробовал преподавать, и понял, что мне очень не хватает такого ресурса. Фонд оказал поддержку проекту 6 миллионов рублей. Что будет дальше – большой вопрос. Но мы будем думать про варианты, которые помогут существовать и «Чапаеву», и «Сеансу», и подобным институциям».

Поддержать Любовь Аркус в ее начинании пришли режиссеры Сергей Соловьев, Авдотья Смирнова, Марина Разбежкина.

Сергей Соловьев: «Чапаев» и «Сеанс» - это единственный вменяемый источник художественной информации. Это обязательный генетический элемент индустрии. У нашего кинематографа должна быть какая-то опора – и это опора на Аркус».

Авдотья Смирнова: «Чапаев» – это большой просветительский проект, а просвещение должно стать национальным приоритетом в нашей стране. Для действующих кинематографистов единственный способ получить профессиональный разбор – это попасть со своей картиной либо на «Кинотавр», либо на «Окно в Европу» в Выборг, и там, после премьеры, с коллегами разобрать уже готовую работу. А любой профессионал нуждается в квалифицированном анализе того, что он сделал, прежде всего, анализе ошибок. Поэтому киноведение и кинокритика – это неотъемлемая часть здорового кинопроцесса. Но для того, чтобы вновь возникла кинокритика, нужно чтобы ей научили. И никто не сделает этого лучше, чем Любовь Аркус и журнал «Сеанс».

Марина Разбежкина: «Образование должно быть долгим и точечным. Проект «Чапаев» – долгий, точечный и очень профессиональный. Очень важно, что его делают люди, которые ответственны за то, что делают. Нет смысла выделять деньги на масштабные государственные проекты и вводить предмет «Кино» в школах. Если кинематограф будут преподавать люди, которые не имеют к нему отношения, ученики возненавидят его так же, как ненавидят сейчас литературу и другие государственные предметы. Надо давать деньги на образовательные проекты тем, кто действительно разбирается в предмете»