​Сергей Сельянов: «Российскому кино не хватает господдержки именно потому, что оно находится на взлете»

​Сергей Сельянов: «Российскому кино не хватает господдержки именно потому, что оно находится на взлете»

3734

В апреле Фонд кино презентовал исследование «Российская киноиндустрия – 2017». В сборнике представлены основные цифры и тенденции отечественного кинопроката, кинопроизводства и кинопоказа, а также приведены мнения об итогах 2017 года и перспективах на будущее представителей индустрии. Предлагаем вашему вниманию подготовленный для сборника полный текст интервью с продюсером Сергеем Сельяновым.

С чем, на ваш взгляд, были связаны рекордные итоги прошлого года и есть ли куда еще расти российской индустрии?

Существенный скачок в сборах был несколько неожиданный, но вполне закономерный. Связан он с улучшением качества российского кино, повышением компетенции всех участников индустрии, маркетинговым развитием. Это естественный процесс, который начался с создания Фонда кино и продолжается по сей день. Есть ли еще резервы впереди? Конечно, есть. Естественно, 23-25% рынка – это не предел мечтаний, и российские кинематографисты будут стремиться к более существенной доле. И в абсолютных цифрах так же все будут стремиться к повышению. Текущий год я не пытался прогнозировать. Вряд ли будет такой же существенный скачок, но результат будет достойный.

Помимо того, что сейчас есть показатель доли, о котором вы уже сказали, с этого года Фонд кино ввел и показатель проката российских фильмов за рубежом. Насколько, на ваш взгляд, это обоснованно и можно ли уже сейчас уже говорить о каких-то конкретных цифрах – с учетом и вашего опыта с «Салютом-7», который не так давно вышел в китайский прокат?

Это естественная и разумная мера, поскольку российское кино стало активно присутствовать за рубежом, что тоже является показателем роста качества. Может быть, для кого-то это критерий более убедительный, так как у нас любят некоторые процессы измерять по «загранице». Так или иначе это стало реальностью. Есть, конечно, нюансы, как во всяком вопросе. Мерить эти успехи в деньгах или в зрителях? Деньги – это объем сделок, куда далеко не всегда входит кинопрокат. Выйти в кинопрокат в Америке, например, очень сложно, а продать туда за хорошие деньги права на VoD, в общем, абсолютно реально. И получается, что Америка охвачена, и сумма сделки вполне приличная, но кинопрокатных цифр по этой территории не будет. И это касается не только Америки. Правильнее было бы на данном этапе мерить по деньгам, но поскольку есть предположение, что не все готовы раскрывать суммы, возможно, пока будем смотреть количество зрителей. Наверное, это может быть вариативной историей и после этого года будут учитываться сделки, если продюсеры захотят их, конечно, раскрыть. Я не думаю, что это страшная коммерческая тайна. Тем более если продюсер будет замотивирован тем, что он получит дополнительные баллы. Да и так скрывать нечего. Можно стесняться какой-то не очень удачной сделки – например, все продают на территорию за 200 тысяч евро, а тут что-то не вышло и получилось только 70, как-то, вроде, неловко.

Опять же все зависит от типа прав.

Можно, конечно, до бесконечности усложнять эту схему. Какие-то территории платят роялти. Получается, что ты продал за 100 тысяч права, а через три года получил уже 300 тысяч. Такое тоже бывает. Тем не менее выход на международный рынок дает дополнительные шансы арт-мейнстриму, артхаусу, который в России может собрать немного, а за рубежом показать какие-то существенные цифры, что мне кажется плюсом. Кстати, если говорить об итогах прошедшего года, я бы еще назвал «Нелюбовь» и «Аритмию», которые собрали в прокате очень неплохие деньги. И «Довлатов» сейчас продемонстрировал еще более высокий показатель, благодаря, в том числе, талантливому маркетинговому приему. Это тоже плюс системы.

Еще одной из тенденцией, которая ярко проявила себя в прошлом году, стало большее участие телеканалов в производстве фильмов. «Россия 1» стала поддерживать больше фильмов, СТС подключался к производству того же «Напарника». С чем это, на ваш взгляд, связано и будет ли продолжаться дальше?

Лучше об этом спрашивать, конечно, у каналов, потому что у каждого мотивация своя. «Россия» уже несколько лет системно и активно участвует во многих кинематографических проектах – как правило, успешных. Наверное, одним из мотивов канала служит не только бизнес, а все-таки то, что это государственный канал, которому кажется важным, чтобы значимые российские новинки были показаны в его телевизионном эфире. «Первый канал» несколько реже, но уже очень давно участвует в кинопроизводстве. Первым заметным и успешным проектом был «72 метра», потом был знаменитый «Ночной дозор», от которого мы отсчитываем рекордные бокс-офисы в кинопрокате. Там играет роль и интерес руководителя канала к кино. Константин Эрнст, кроме всех прочих достоинств, очень любит кино, поэтому ему персонально это все важно и интересно. СТС только начинает развивать активность в этом направлении, но планы, насколько я знаю, амбициозные. ТНТ успешно реализует в кино свой маркетинговый ресурс, хотя к кинематографическому качеству проектов пока есть вопросы. Очень ярко сработал ТВ-3 с выводом на киноэкраны сериала «Гоголь». В любом случае участие каналов способствуют тем самым достижениям российского кино, о которых мы говорили. Маркетинговая мощь каналов остается важнейшим инструментом. Еще к важным событиям прошлого года я бы отнес появление двух общественных индустриальных организаций – Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) и Ассоциации кинодистрибьюторов (АКД). И вместе с давно существующей Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) эта триада в ближайшей перспективе, надеюсь, будет содействовать установлению более прозрачных и цивилизованных правил игры на рынке. Это еще один из признаков формирования и укрепления российской киноиндустрии.

В прошлом году остро встал вопрос, касающийся как раз всех трех организаций, – это наценки на билеты, которые продаются через интернет.

Этот вопрос, как и многие другие, дискуссионный. Не могу сказать, что однозначно на чьей-либо стороне присутствует 100%-ная правда. Это же относится и к Indoor-рекламе. Почему мы платим за нее, хотя это наш совместный с кинотеатрами продукт? Есть дискуссионные вопросы, связанные с доходами кинобаров и доходами от показа коммерческих рекламных роликов. Если зал набился благодаря вашему фильму, съел много попкорна и посмотрел эту рекламу, почему бы не обсуждать вопрос о том, что и эти доходы нужно делить? Решать эти вопросы можно разными способами – это далеко не всегда означает просто деньги.

Еще одним из дискуссионных вопросов является движение дат релизов. Как вы к этому относитесь?

Это самый болезненный и самый острый на сегодня вопрос. Консультации постоянно идут и, уверен, какой-то прогресс будет. Конкуренция на датах обострилась еще и потому, что фильмов стало больше и они стали лучше. Никогда эту проблему на 100% решить не удастся – такова природа рынка. Но половину так называемых конфликтных ситуаций можно решить путем простого диалога. Консенсус в этом смысле уже существует, надо только оформить его организационно. Имеются в виду консультации за полгода до очередного прокатного квартала. Думаю, что скоро такой механизм будет запущен. Всех проблем это не решит, но напряженность по этому вопросу снимет.

Можно ли, на ваш взгляд, примером удачного диалога, касающегося этой острой темы, считать историю с «Мстителями», которые вернулись на первоначальную дату, но оставили при этом 9 мая для российского кино? Такой компромисс эффективен для отрасли в целом?

Не знаю, входила ли эта идея в тот самый компромисс, я в переговорах не участвовал, так как заинтересованной стороной не был. Но это пример диалога, в результате которого найдено решение, которое, видимо, всех устраивает.

Это показывает способность игроков рынка наконец договариваться?

Повторюсь, что речь именно о запуске механизма. И раньше время от времени консультации происходили, но не системно. Как правило, удавалось найти решения, комфортные для всех участников того или иного конфликта. Нужно просто запускать именно системно работающий механизм. Мы планируем в ближайшее время это сделать

Чего в целом на сегодняшний день не хватает отечественному кино со стороны государства – как от Фонда, так и от Министерства культуры?

Российскому кино не хватает денег, государственной поддержки именно потому, что оно находится на взлете, на активной стадии развития. И темпы эти нужно не терять. Мы говорим в основном о зрительском кино, где на один государственный рубль приходит минимум два частных, включая затраты на выпуск. Так что эффективность очевидна. Когда мы говорим о том, что мы хотим довести нашу долю на рынке до 30, а потом, может быть, и больше, то нужно понимать, что этого не случится, если не будет дополнительного финансового рычага. Важность государственной поддержки не в том, что она составляет 30% от общего бюджета производства и выпуска, а именно в том, что на эти деньги приходят частные средства. И если не будет господдержки в основе проекта, то и частные деньги не придут. Рынок растет, но он все еще недостаточен для того, чтобы чтобы крупные проекты (а это 500 млн на производство и 150 – на выпуск) окупались. Это главное. Дальше мы, надеюсь, справимся.